Смешанная, открытая, кабинетная планировка офиса в проекте помещения.

Кабинетная, смешанная планировка офиса в проекте организации офисного пространства

 

"Планировка офиса - костюм компании, проект планировки офиса - отражение ее структуры."

 

Дизайн проект и рациональная планировка офиса.

 

Планировочное решение является главной частью дизайн проекта и в идеале должно соответствовать структуре компании. Чтобы правильно создать проект офиса или  подобрать готовый, необходимо проанализировать состав сотрудников по характеру их деятельности. Определить группы с близкой по характеру работой.

Количество групп дает необходимое количество помещений. Количество работников в группе дает требуемые размеры.

Становится понятен (пока условный) план офиса.  Дополнив его необходимыми элементами можно приступать к проектированию или выбору. Диктующими элементами выбора типа планировки являются коммуникационные способы передачи рабочей информации внутри коллектива. Если основной объем работ касается большей части компании, то нужны залы. Если работа рассредоточена то кабинеты. 

Для офиса планировка рациональна если обеспечивается наибольшая занятость площадей и облегчен информационный обмен с минимальными перемещениями работников. Минимум коридоров и проходов. Функциональность офиса определяется специализацией комнат или назначением зон.

Адаптация планировки офиса под компанию. Типы организации рабочих мест.

Анализ взаимодействия групп предопределяет выбор типа планировки офисного помещения. Чем чаще общаются группы, тем ближе должны находиться их рабочие места. Несмотря на телефонизацию, автоматизацию, компьютеризацию, коммуникации остаются неизбежными в любой компании. По характеру работы определяется тип.  Упрощенно - для сосредоточенной работы нужны отдельные комнаты. Для коллективного творчества - открытые пространства. 

Создать продуктивные условия для сотрудников компании путем приспособления конфигурации помещения и его параметров - главная цель руководства и проектировщика. 

Основные виды планирования офисного пространства.

Открытый, зальный тип планировки.

тип open space офисная планировка

Раздробленная, кабинетная планировка офиса.

кабинетная организация  пространстваКоридор.

 

Все остальное множество образуется из их смешивания и комбинации.

 Комбинированная планировка офиса смешанного типа.   

планировка комбинированнаяпроект с комбинированной планировкой

Посмотреть примеры  План офиса 200 кв м.      Проект офиса 100 кв м.         Планировка объекта 75 кв м. 

Наиболее интересна и универсальна планировка из комбинации основных типов. Оценки ниже. Степень доминирования преобладающего типа зависит от задач бизнеса. 

Дизайн интерьера, правила и решения задач по созданию уюта в данной статье не рассматриваются. Информацию из сферы комфорта можно прочитать в разделе  дизайн офиса . Вся нижеизложенная информация применима к условно "демократичному" формату офисных помещений, класса "для работы".  

 

  Пропорции.

Главными оценочными параметрами, с точки зрения удобства пользования,  следует  считать геометрические пропорции размеров помещения, влияющие на степень освещенности рабочих мест. Если окна расположены в наибольшей стене, а форма помещения представляет собой прямоугольник, с соотношением сторон 2:1, то места наиболее освещены. Для глаз это условно "идеал". Оценка 100%.

Если форма представляет собой квадрат, то оценка ниже. Если окна расположены в меньшей стене и соотношение сторон представляет собой пропорцию 1: 2, то оценка еще меньше. 

На практике "идеал"  встречается редко, чаще можно встретить квадрат. Наиболее часто встречается третий тип.

Эти оценочные соображения распространяются на весь объект, даже если он многокомнатный.

Проект офиса, его планировка, предусматривающие пропорции, обеспечивающие максимальную освещенность рабочих мест - залог правильной капитализации вложений.Такие планировки всегда востребованы потребителем, потому что в них присутствуют главные удобства для сотрудников.

 

  Примеры оптимизации многокомнатных объектов.   

 чертеж помещения.

Рис 1. План офиса с минимальными коридорами и комнатами для переговоров.

 Для офиса состоящего из нескольких помещений существуют дополнительные параметры, которые обязательно должны быть учтены. Например, так называемый "коридорный коэффициент", аналогичный по своей сути коэффициенту полезного действия - К.П.Д. Если на объекте нет явно выраженного и выделенного стенами коридора, то его опять таки можно принять за "идеал" с оценкой 100%.

Офис, в котором коридор отсутствует, выглядит "компактным", если проходы соответствуют норме. Если без коридора все таки не обойтись, то рациональным можно считать коэффициент менее 14-18%. Проект офиса с минимальными коридорами в плане должен напоминать веер, где все лучи - проходы сближаются к входу.

 

Помещения с большими коридорами, являются менее рациональными, или относятся к другим форматам, отличным от "рабочего". Например "представительского" или "VIP" класса и пр.

Информация о приемах рационализации структуры объема.

Рациональная планировка - это когда нет лишнего пространства, и все площади задействованы в рабочем процессе. Поэтому  важно рассмотреть способы оптимизации компоновки с позиций функциональности и полезности для работы. Как оптимизировать проект? Например коридоры заменить на проходы.

Ваш проект офиса (помещения) от этого только выиграет.

 

проект офиса без коридоров

 

 

 

 

 

Рис 2. Вариант планировки офиса с проходами вместо коридора. 

 

 

 

 

смешанная планировка  офиса

 

Рис 3. Фото изображения по рис.2 - нет коридора. Вид от входа.

Ничего лишнего - все используется.

 

 

 

Рассмотрим габариты офиса и начнем с рабочих мест.

 

Площадь офиса на 1 сотрудника, размеры комнаты и общие размеры.

Поскольку офис заполняется универсальным оснащением из магазина, то основным параметром, определяющим, комфортность рабочей среды является ширина стола плюс ширина  прохода к нему. Наиболее приемлемым пространством для работы может быть признан модуль с размерами два на три метра, т.е. площадь рабочего места на человека равна 6 кв.м. Поэтому стандартные модули с площадью, кратной 6 кв.м, являются наиболее часто встречающимися. Следует заметить, что сооружать отдельный модуль на одного работника в 6 кв.м нецелесообразно, так как  удельные затраты на один квадратный метр велики, а полезный эффект мал. Кроме того, в процессе эксплуатации возникает ряд отрицательных моментов, как например, фобия, стесненность, неудобство в пользовании  кондиционером. Куда ни направь поток охлажденного воздуха, избежать негативных последствий для здоровья не удастся.

На практике целесообразные размеры комнат начинаются с 12 кв.м. Подходит  для кабинета руководителя (для небольшой фирмы), так и для размещения в ней двух человек. Самым универсальным и наиболее  часто встречающимся считается размер  в 18 кв.м (6х3), обусловленный как стандартами проектирования и строительства, так и удобством пользования. Здесь можно разместить руководителя фирмы среднего масштаба, или с комфортом поселить трех человек. При экономичном  варианте посадки можно вместить четверых.

Допустимым считается "перегруз" на одно рабочее место в 10%, максимально допустимым в 15%. Поэтому четверым сотрудникам в 18 кв.м, c  "перегрузом" в 25%, явно будет дискомфортно. Дискомфорт возникает также и при слишком большом объеме. Уютно и комфортно там, где на работника в офисе приходится около 8 -10 кв.м. 

Оценка удобства.

При оценке удобства обратите внимание на ширину офиса, которая не должна быть менее 2,8 м, а соотношение ширины и глубины должно быть не более чем один к двум. Иначе получится "чулок", что говорит о  непропорциональности и  малопригодности. Размер менее 2,8 м считается браком, потому что свободное пространство между столом и стеной, так называемый "проход", получается менее 0,8 м, и вызывает неудобство при пользовании. Нормальная величина "прохода" составляет величину в 1,0-0,8 м. При большей ширине возникает искушение заполнить его мебелью, что опять таки сузит  "проход", и получим нагромождение. Поэтому заранее проектируйте расстановку мебели на рабочих местах и не допускайте сужения проходов. Избегайте нагромождения мебели.

Изложенный подход к оценке удобства позволит Вам создать востребованный проект офиса или выбрать наиболее подходящий. Помните, функциональным офис становится только тогда, когда он приспособлен к работе и соответствует технологиям обслуживания клиентов, присущим именно Вашему бизнесу. 

 

схема

Офис для компании - как костюм для тела. 

Пример (смотри схему слева) рациональной планировки. Веерное расположение кабинетов с окнами напротив входа, с серверной и переговорной. Санузлы вынесены за периметр . Такое помещение никогда не пустует. 

Общие правила удобства соблюдены - минимум коридоров, проходы не менее 0,8 м, правильная форма.

Посмотреть различные примеры планировок  можно на этой странице.

 

На рисунках ниже приведены реальные примеры помещений в БЦ около метро Шаболовская.

 

 тип с открытым  пространством

Open space планировка офисных помещений , 206,6 м².  

Открытая планировка офиса,  комби, "open space" +  4   комнаты. 

Дизайн проект офиса под рекламную фирму.

Схема офиса,        фото  1,        фото  2.        Описание.

 

 

 

кабинетная планировка

S = 307,1 м², стр 4. Этаж 3 / 5.  

Кабинетная планировка офиса из 14 комнат с с/у. 

Переговорные комнаты, внутренний санузел.

 

 План помещения,           фото  1,          фото  2.   

 

 

 Структура пространства в больших компаниях. 

Правило первое.  Предел дробления - не менее 6 м2. Структура рабочей зоны должна  учитывать групповые интересы работников и целиком подчиняться условию управляемости. Коллектив любой организации состоит из нескольких, напрямую не связанных друг с другом групп. Например отдел продаж, секретариат, бухгалтерия. Поэтому отделы  с общей функцией следует оконтурить либо стенами или перегородками, либо отделить их мебельными конструкциями. В любом случае планировка офиса должна  соответствовать интересам этих локальных групп в отношении их обособленности. 

Правило второе. Предел слияния. Слишком большое помещение следует ограничивать по величине. Предел исходит из удобства пользования им одновременно одной группой людей, которые в процессе работы не должны мешать друг другу. Известно, что офисы более 36 кв.м уже начинают быть шумными и неудобными и требуют дополнительных мероприятий по оптимизации рабочего пространства в виде установки  дополнительных офисных перегородок. Наиболее рациональным вариантом разграничения пространства можно признать невысокие до 1,5 м высотой пластиковые или стеклянные перегородки, размещаемые в больших залах по принципу - «openspace», (рис.1).

Открытая планировка офиса "open space". 

Открытое пространство.Этот "западный" тип наиболее экономичен по затратам, позволяет плотно разместить работников. Но при габаритах более 150- 200 м2,   начинает напоминать биржу. Становится шумно и проблематично с перемещениями. Исправить ситуацию  помогут дополнительные меры по рациональному зонированию за счет более высоких перегородок или капитальных стен.

 

 

Сравните между собой рисунки. Мобильные перегородки, для дробления пространства, снижают шум и делают его уютным, (рис.2). Стеклянные перегородки позволяют сохранить освещенность.

 

 

дизайн офисаорганизация офисного пространства

      Пример планировки open space.                          Пример зонирования пространства (проект ).

 

На российском рынке наиболее востребованным форматом является классический стандартный тип,  с явно выраженным коридором и анфиладой дверей. Иногда планировка даже не предусматривает место для секретаря или сотрудника охраны. В подобном помещении у посетителей возникает чувство дискомфорта. Без дополнительной навигации и консультаций по мобильному телефону  быстро найти нужный кабинет проблематично. Главным недостатком при работе в этом формате  является  разделение  коллектива. Каждая группа  постепенно утрачивает информацию  об общих целях всей компании и замыкается на решении собственных задач. Общий темп снижается и падает результативность. Да, очень уютно чувствовать себя в отдельном блоке, но с позиции компании, такой способ  заведомо  будет проигрывать способу размещения, в котором обмен информацией  обеспечивается конфигурацией помещения и сохраняет целенаправленность коллектива.

При выборе планировки или ее проектировании главным правилом следует считать сбалансированную комбинацию помещений, состоящую из  необходимого количества кабинетов и открытых рабочих пространств с применением мер по ограничению их масштабов, в том числе  за счет зонирования. Пример из жизни - кубрик, который  на судах и подводных лодках является жизненно необходимой частью, как для отдыха, так и для общения.

В качестве примера приводим реальный план офиса с перемешиванием форматов, где часть состоит из кабинетов, а часть, или несколько частей выполнены в виде открытого пространства. В подобном сочетании нивелируются недостатки каждого отдельно взятого типа, а достоинства офиса увеличиваются.

Планировка офисов с  комбинацией форматов.

Планировка офиса. План помещения под офис.

 

Сочетание форматов и дизайнерских решений позволяют получить тот самый рациональный офис смешанного типа, где работать и приятно и  удобно. Где можно при необходимости сосредоточиться и одновременно обеспечить коллективное общение. Подобный тип находит все большее применение в современных офисных центрах и служит прообразом для развития все более популярного  в повседневной жизни формата "коворкинг ". Кратко эту тенденцию можно охарактеризовать как "целесообразный офис". Но это отдельная тема.

 

Приятной Вам работы!

Посмотреть реальные примеры планировок с описанием: