Дизайн офиса в современной практике
Что такое дизайн офиса, и для чего в офисе нужен дизайн? Практика для руководителя компании и дизайнеров.
Дизайн офиса для компании все равно как костюм для тела. Скрывает недостатки, подчеркивает достоинства. Удобен. Практичен. А еще дизайн, это полезный эффект от "интерфейса" продукта, приятное глазу и полезное. Сочетание красоты и функциональности. Для офиса задача дизайнера сводится к созданию условий для продуктивной работы.
Со временем устройство офиса претерпело изменения. От кабинетного типа к открытым пространствам. От комбинации обоих типов - к пространству для совместной работы. Это не означает что старое отмирает. Просто одновременно рождается новое, приспособленное к нуждам современности. Интенсивный рост АйТи технологий предопределяет видоизменение генетики рабочего пространства. Возросшая автоматизация производственных процессов требует другую эргономику и мобильность. Как эта тенденция отражается на неповоротливой "недвижимости"? Например появлением и распространением нового сегмента офисной организации типа коворкинг, где объемно - планировочные решения предусматривают изначально высокую степень специализации недвижимости и интенсивность ее использования. "Смарт" задачи диктуют появление "смарт офисов". Однако это отдельная тема.
В реальном офисном окружении немало прочих проблем, которые можно снивелировать или вовсе избежать если руководствоваться простыми правилами дизайна.
Чем руководствоваться при выборе готового или создании нового офиса?
Соответствием! Какова задача компании таков и офис. Наиболее универсальной задачей, стоящей перед человеком, актуальной с любым типом помещения является добиться функциональной и рациональной планировки офиса. Совокупное воплощение удобства - главная цель. И дело здесь не в отделке. Уверяем Вас, какая бы ни была крутая отделка, ко всему быстро привыкаешь. Необычность и оригинальность офиса вызывают восторг только первое время. По прошествии времени все оценивается по другому. Поэтому руководителю важно правильно поставить задачу дизайнеру и с его помощью воплотить задуманное. Результат усилий отразится на собственном кармане. И персонал оценит офис по главному критерию - по удобству для работы или по "атмосфере с устойчивым запахом результата" - вот это запоминается надолго.
Резюме. Что такое дизайн офиса? Ответ (как результат работы дизайнера) это плодотворная рабочая среда, достижение баланса между средой и человеком.
Для чего в офисе дизайн? Практичный ответ - для прибыли.
Ответы вроде: "для красоты", " это модно", или "это в тренде" - поверхностные. Современный офис это инструмент для прибыли. Современный офис это услуги и средства коммуникации, это TV, сети и WiFi. Это интернет и связь. А ведь есть еще такое понятие как креативный офис? Каково его назначение? Да все то же. Побудить работников к творческому труду, дающему больший результат по сравнению с рутинным.
Тогда правомерен вопрос, что же такое офис!? Это часть жизни, или инструмент? Ответ в конце статьи.
Нижеизложенное посвящено общим правилам дизайна офисного помещения и относится к условному прагматичному формату класса " для работы".
Небольшое отступление. Прием (способ) комплексной оценки рабочей среды. Рекомендация.
Вы не задавались вопросом, почему человек будучи на вершине горы или на крыше здания впадает в эйфорию? Потому что видит много сразу и воспринимает весь объем. Мозг при этом от изобилия деталей немного подтормаживает, отсюда эйфория. И запоминается именно это общее ощущение, без деталей, неосознанно. Как ни странно, но оценка стараний дизайнеров происходит по такому же критерию, создано ли ощущение простора в помещении? Поэтому используйте этот прием при оценке своего труда. Постарайтесь настроить глаза как на вершине горы, видеть все в совокупности. Этот прием дает самый точный результат, создает общее впечатление об увиденном. Если Вы видите что что то вылезает и негармонирует, значит результат не достигнут. Если ничего не выделяется Вы справились с работой на отлично!
Одна комната. Битва за пространство.
Самой сложной является задача обустроить одну комнату. В стандартном исполнении и без мебели все "однушки" похожи друг на друга как две капли воды. Это иллюстрируется на приведенных рисунках. Комнаты выглядят одинаково скучно. Какой тут дизайн офиса? Одна рутина. Попытки разнообразить комнату различной покраской стен или размещением объемных элементов на них большого эффекта не дадут. Слишком мало пространство. Немного добавишь элементов или красок и уже нагромождение или пестрота. Поэтому основной дизайнерский прием в небольших помещениях - минимализм. Рабочие места должны быть освещены. Шкафы или стеллажи ни в коем случае нельзя ставить около окон. Снижается освещенность и "съедается" пространство. Весь "дизайн" будет достигнут за счет обживания комнаты. Появятся календари, часы, возможно постеры или рисунки детей. Этого уже достаточно.
Гармонизация среды.
Приходилось видеть офисы отделанные арендатором "под себя", с серыми стенами или еще хуже с черными потолками, где люди поневоле втягивают голову в плечи. Долго так не проработаешь. Гарантирован зажим. Поэтому соблюдайте правило - светлое вверху, темное внизу. Основная масса цвета стен диктует тонировку остальных элементов. Ведь всем понятно определение ансамбль или гармония, что создает и определяет общность и слаженность всего окружения. Вы не промахнетесь если в качестве основного тона для стен определите не яркие и сочные краски, а их пастельные оттенки. Солнечный спектр теплый, синий холодит, зеленый успокаивает. Выбирайте солнечный. Это можно выдержать долго. Искусственное освещение тоже теплой гаммы. Мебель светлых тонов добавит "воздуху" . Люстры и выступающие светильники целесообразны при высоких потоках. Сочетание контрастных цветов требует большей осторожности и вкуса.
Дизайн многокомнатного офисного помещения.
Правила те же - привести к одному стилю все кабинеты и комнаты. В этом варианте к рабочим кабинетам добавляются зоны для общего пользования и комнаты со специализацией. К последним можно отнести приемную зону, переговорную, кабинет руководства, комнату для совещаний. Реже присутствуют выставочные площади, комнаты с функцией шоу рум, комнаты для отдыха и кухни. Итак помимо кабинетов в задачу дизайнера добавились коридоры, санузлы и группу с условным обозначением "специализированные помещения." Начнем с этой группы.
Приемная зона.
Театр начинается с "вешалки", а офис с "приемной". Обозначим рабочую нагрузку этой зоны. Как минимум одно рабочее место ( 6 кв.м), как минимум место для ожидания (1-2 кв.м), проходы (3 кв.м) - итого 10-11 кв м. Если в этой зоне будут дополнительные функции, например охрана, необходимо ориентироваться на большую площадь. В небольших офисах, где 2-3 комнаты, приемная зона визуально сообщается с остальным офисом, но функцию приема посетителя никто не отменял. Попытки отгородить эту зону от остального офиса приведут к негативным последствиям - потеряется пространство. Поэтому обратите особое внимание на вид из приемной (от входной двери) на соседствующее пространство. Тут без приемов не обойтись. Основное правило - не делайте из мебели петляющих проходов, они съедают полезную площадь и уменьшают количество рабочих мест. В офисах с большим чем 2-3 кабинета количеством комнат под зону приема отводится либо отдельная комната, хорошо если она с окном, либо она выгораживается из общего объема. Применив стеклянные перегородки Вы получите в этой зоне свет и не потеряете простор.
Ограничить проникновение взгляда вглубь офиса можно матированием стекла или жалюзи. Как правильно установить стекло - это отдельный частный разговор. Скажем лишь, что без модульности здесь не обойтись.
Далее, по всем законам недалеко от приемной должна располагаться комната для переговоров.
Переговорная комната. Оформление. Протокольный и гостевой стандарт.
Приходилось видеть два способа устройства переговорной. Условно их можно разделить на стандарт (прием по протоколу за высоким столом) и гостевой стандарт - прием за низким столом. Если первый вариант очевиден, то последний без пояснения не обойдется. Предполагается что при таком способе ведения переговоров меньше официальности и больше радушия с принимающей стороны. Допускается использовать кресла и диваны, со столом наподобие кофейного. Записывать не очень удобно, зато говорить как бы проще. Комбинация обоих вариантов требует большого помещения. Выбор за руководителем. Насчет полезного наполнения переговорной комнаты нужными элементами. Желательно: вентиляция, использование брендовых цветов и оттенков, логотип. Обязательно, кондиционирование. Допустимо: проектор или телевизор. Нежелательно: чайное и кофейное оборудование, кулер, множительные и копировальные аппараты. Размещение статусных предметов - на усмотрение руководителя. Надо не забывать, что вообще то комната предназначена для деловых переговоров. Кроме того переговоры часто проводятся в кабинете руководства, поэтому плавно перейдем к описанию этого помещения.
Кабинет руководителя. Оформление офисного кабинета.
Не должен выглядеть выставкой достижений, продолжением дорогого для сердца домашнего окружения, демонстрацией пристрастия человека к какому нибудь хобби или отчетом о туристических поездках. Надо заметить, что мы рассматриваем современный офис для работы, поэтому основным в кабинете является стол руководителя, с приставкой для приема посетителей или на крайний случай с несколькими удобными креслами или стульями. Конечно все вышесказанное по отношению к рабочим комнатам и правилам их обустройства распространяется и на кабинет руководства. Относительно того насколько большим он должен быть или может быть. Это зависит от того какие функции он должен в себе совмещать. По минимуму - рабочее место для одного человека ( 6 кв.м) и место для приема сотрудников из 1-2 х человек (4-6 кв м). Это 12 кв м, максимум 20 кв.м. Если добавляется ведение переговоров, то зона для приема увеличивается. В любом случае слишком большой (более 20 кв м ) кабинет может вызывать у посетителя неприятные мысли о самомнении руководителя. Иногда эти мысли можно избежать, замаскировав большой кабинет под комнату для совещаний. Вот тут уже можно продолжить разговор о том каким большим кабинет может быть. Вы скажете, а при чем тут дизайн офиса, о котором идет речь в статье? А при том, что "маскировать" самомнение придется именно дизайнеру. А о комнате для совещаний отдельный разговор.
Комната для совещаний или многофункциональное помещение?
Может быть темной, без окон, но без вентиляции и кондиционирования нельзя. Правила оформления те же. Зачастую используется для корпоративных мероприятий, поэтому должна быть адаптирована и под эту особенность. Использовать длинный классический стол или нет, на усмотрение руководителя, так же как и использование демонстрационного оборудования. Допустимо совмещение двух функций, это проведение совещаний и переговоров в одной и той же комнате. Допустимо потому, что вышеупомянутые процессы, как правило, проходят в разное время. Приходилось также встречать и совмещение большего числа полезной нагрузки на одну и ту же комнату, если позволяет площадь. Рационально отвести одну большую комнату и для ведения переговоров, и для шоу рум, что очень актуально при переговорах о продаже товара. Целесообразно использовать эту же комнату и для корпоративных мероприятий. Лучше одна, многофункциональная комната, чем много разных специализированных. Это рационально.
Дизайн с точки зрения удобства уборки.
Пыль заметно садится на все горизонтальные поверхности. Поскольку столы и стулья используются часто, пыль с них постепенно транслируется на пол, который убирается довольно часто. Хуже с подоконниками, открытыми полками стеллажей и верхними частями шкафов. Если с полками стеллажей можно справиться с помощью пылесоса, или по крайней мере изначально использовать закрытые полки, то со шкафами проблема пока никак не решается. Это пылесборники, такие же как рельеф на стенах, наружная поверхность подвесных светильников, внутренние полости батарей отопления. Современные подоконники и отопительные приборы имеют гладкие, почти полированные поверхности, с которых легко сдуть или стереть загрязнения - это несомненно заслуга дизайнеров, которые вникли в это обстоятельство и значительно снизили накал проблемы. А вот рельеф на стенах и шкафы остались без решения. Может быть производители мебели рано или поздно предложат решение по уменьшению загрязнения или уборке этой части, то рельеф стен, который постепенно входит в современный офис, остается целиком на совести дизайнера. Постарайтесь использовать рельеф в легкодоступных местах. От этого Вы будете иметь опрятный офис, без серого налета и паутины. Вот и вся премудрость. А пока шкаф можно застелить сверху нетканым материалом, который легко сворачивается в трубочку вместе с пылью, а затем промывается или выбрасывается.
Места общего пользования.
Именно общего, поэтому усилий дизайнера к ним должно быть больше чем к прочим. Почему, спросите Вы? Потому что наиболее нагруженными и подверженными износу и повреждениям являются именно эти места. Потому что все огрехи видны всем. Потому что ремонт или переделка создаст неудобство и "напряжет" весь офис. Поэтому недопустимо чтобы эти зоны имели ошибки или нравились только одному или двум сотрудникам. Если они незаметны, значит дизайнеру удалось добиться универсальности. Поверьте это действительно трудно, исполнить эти места для всех "нейтральными". Отсутствие ошибок в отделке мест общего пользования воспринимается как норма, а наличие, пусть даже небольшой ошибки воспринимается негативно. Общие требования к отделке этих мест примерно такие же как законы по композиции при написании картины художником. Важно чтобы элементы офиса уравновешивали друг друга, были сбалансированы. Все это относится к "идеальным" помещениям, которые только проектируются или находятся на стадии реконструкции или строительства. Реальные же офисы полны неожиданностей, где без дизайнера точно не обойтись. Например на входе, прямо перед глазами, выпирает огромная колонна, избавиться от которой не представляется возможным. Примите это обстоятельство как данность, и не превращайте его в проблему. Существует несколько способов спрятать массивность колонны и заодно получить неплохой визуальный эффект. На рисунке приведен один вариант подобного оформления колонны. Такого же эффекта можно добиться за счет применения зеркальных вставок или полос из полированной нержавейки. У опытных дизайнеров всегда есть несколько приемов чтобы добиться желаемого. Либо раздробить объект, либо задрапировать, или превратить его во что то новое и полезное. Например колонна - светильник или колонна - рекламное место для логотипа.
Отступление №2. Оформление офиса тоже дизайн. Ошибки дизайнера.
Самой распространенной ошибкой дизайнера является слепое следование требованиям заказчика. Извините, что это не имеет отношения к дизайну, но это так. Часто потом приходится переделывать то на чем настаивал хозяин. Примеров множество.
Один господин, начитавшись журналов решил покрасить все комнаты и все стены в разные цвета. Якобы поднимется производительность труда и будет прибыль. Денег на дорогую краску не пожалел. Немногим более года спустя стоило больших усилий закрашивать его творчество, потому что краски были очень стойкие. А бизнесмену пришлось сжиматься в одну комнату. Догадайтесь кто был виноват? Только не господин.
Второй пример из практики. Уже другой господин перекрасил стены коридоров в малиновый цвет с оттенком "ультра". Пример был взят из умной переведенной на русский язык зарубежной книги по дизайну. Если в книге так нарисовано, значит это истина в последней инстанции, а все дизайнеры ничего в дизайне не понимают. Почти дословно. Краска продержалась долго. Аж два года, причем последний год держалась на упрямстве господина. Смыть пришлось по просьбе коллектива. Про установление виновного история умалчивает.
Современные офисы в большинстве своем стандартны. Сравнивать их с картинками из интернета не надо. До большинства офисов рука дизайнера доберется не скоро. Но попытки скрасить сегодняшнюю обыденность предпринимать надо. Не надо только делать ошибок, которые потом дорого исправлять, а иногда просто невозможно ликвидировать.
Отступление №3. Офис лофт. Ошибки на стадии задания.
Это мода пришла из Америки, вместе со словом "лофт", что означает чердак, голубятня. В отечественном воплощении лофт выглядит копией старых фабрик из кинофильмов. Поэтому задание, выданное дизайнеру оформить офис в этом стиле надо воспринимать с большой осторожностью. Кабинет руководителя, с элементами фабрики - это допустимо. А весь офис в стиле фабрики - это ошибка. Для пояснения сравним подходы.
1. Практичный классический подход к натуральному ретро. Способ оптимизации недвижимости стал стилем потому, что "заготовка" недорогая. Это минимум затрат на основу, что понятно и оправдано. Хотя пребывать в таком помещении, даже приукрашенном, не сахар. Это градостроителям очевидно, что бывший завод не годится для жилья, особенно с семьей. Фабрика - временный вариант перекантоваться. Спрос на реальный завод в последние годы значительно вырос. Причина тому одна. Отечественный бизнес оправданно реанимирует старые постройки - улучшает там среду и на этом зарабатывает. Из этого вырос этот стиль. Но во что его превратила мода? Следование моде зачастую принимает абсурдное воплощение. Примеры тому есть!
2. Современный подход. Зиждется на совершенно другой идеологии, искусственной. Интерьерный лофтвирус намеренно внедряется в изначально новую заготовку. Причем и в жилой новостройке, отделкой интерьера "под старый кирпич" и в нежилой. Вот этот подход совсем непонятен. Вложений в реализацию стиля при "нефабричной" заготовке кратно больше чем в изначально старое помещение. А можно ли там жить, работать и практично ли это и надолго ли? Что модно, то да , модно. А вот как быть с пользой? Все таки "завод" - как минимум затрат оправдан, а как максимум нет. Кроме того, с позиций качества среды, стиль изначально подразумевает некую изношенность и ресурсно проигрывает новому и светлому. Можно ли долго и успешно трудиться в состаренном помещении? Не будет ли повтор ситуации как в истории с просьбой коллектива смыть "ультра" с коридорных стен? Сравнение светлого тона офиса с темным "цехом" не в пользу последнего. Поэтому состаренный стиль в интерьере офиса это не дизайн, а скорее всего способ показать богатство. Архитектурный способ реновации бывших промзон - это классно и правильно. Интерьерный дизайн кабинета, кафе или ночного клуба - да, это оправдано. Лофт как стиль всего офиса - нет, потому, что его нельзя признать улучшением среды. Пожалуйста, постарайтесь отговорить заказчика от применения стиля в отделке всего офиса, особенно с натуральным камнем, или кирпичем, и особенно в значительном масштабе.
Кухни и санузлы.
Основное условие для этих помещений - они должны иметь такое исполнение чтобы можно было их легко мыть. Не протирать мокрой тряпкой, а именно мыть, с применением химических и чистящих веществ. Поэтому основной материал для пола и стен - керамическая плитка. Если небольшое пространство санузла выполнить из материалов темных цветов, то пространство сожмется еще больше. Светлые тона - беспроигрышный вариант. На рисунке для сравнения приведены 3 цвета полов. Согласитесь что светлый пол выглядит лучше.
Общие рекомендации по отделке поверхностей офиса.
Старайтесь избегать повторяющихся горизонтальных полос, визуально понижающих высоту. Этот прием актуален в узких коридорах, где требуется привести в соответствие ширину прохода и его высоту или в залах с высокими потолками.
Вертикальные полосы на стенах в ряде случаев позволят работать даже при низких потолках. Недостаток освещения - очень распространенный грех, действительно работать в темном пространстве тяжело. Избегайте концентрации мебели в небольшом объеме. Вытерпеть такое сможет только бывший "подводник", привыкший к пространству подлодки. Крупный пестрый рисунок на стенах уменьшает, сужает пространство офиса. Быстрее накапливается усталость. Можно бесконечно продолжать эту тему. Кто то думает по другому. Арбитром всему - время. Практика показывает что остается полезное и правильное, остальное уходит в забвение.
Пора ответить на поставленный ранее вопрос, что же такое офис?
Жизнь или инструмент?
Ответ. Как ни странно - и то и другое, причем в балансе!
Успехов в Вашей деятельности. Согласитесь что дизайн офиса - это "продуктивная среда" для работы, но не забывайте что мы там почти живем.